Семья – первый воспитатель ребёнка.
Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и зашита в бурном житейском море. Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье, в системе детско-родительских отношений. В этом пространстве развиваются его гражданские качества, его будущее, семейное благополучие.
Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.
Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.
Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых".
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Родители должны всегда помнить: только в семье ребенок может найти ту эмоциональную поддержку, которая ему необходима. Ребенок должен быть уверен, что при любых трудностях и сложных ситуациях, возникающих в жизни, у него есть прочный тыл - его семья, где всегда поймут и помогут. У родителей же должна быть полная вера в своего ребенка.
Создавайте чаще ситуации успеха, снимайте страх перед любой деятельностью, освободите от навязчивого ожидания неудачи - получится, если нет - найдите еще другой способ, используйте прием персональной исключительности, освободитесь от стереотипов и ваш ребенок обретет себя.
Родители мудрые не дают повода "сесть на голову" не допуская этических промахов, которые вызывают острые переживания у детей, они видят в детях своих союзников, опираются на них, доверяют им, советуются, просят помощи. Дети чувствуют всегда любовь родителей, защищенность, понимание. Родители в решении проблем не изолируются от детей, привлекают их решению возможных осложнений, но и находят способы сохранения равновесия в отношениях родитель-ребенок, где дети защищенные, спокойные, уравновешенные, ответственные, уверенные в себе.
Воспитание в семье это, прежде всего общение, которое отличает особый тон, тональность "присоединения" к внутреннему состоянию ребенка, непосредственное психологическое влияние на него. В общении решается задача совершенствовать взаимодействие с ребенком, изменения его состояния и поведения. Гуманистическое общение, которое вне стиля, подлинно воспитывает. Чтобы родители были действительно способны к гуманистическому общению, а не изображали его, необходимо ему выработать у себя систему убеждений, хотя бы в следующем: ребенок главная ценность, все что происходит с ним, все что я делаю для него имеет значение как поддержка с одной стороны его собственному развитию. Единое, дозированное общение - это разговор с глухими. Мое общение - это не самоутверждение, а поддержка ребенка. Семья - это радость, защита, семья должна быть радостной, светлой, оптимистичной.